Сталкиваясь с горизонтом

4 апреля 2019

На чем основывается человеческое поведение? Согласно одной из моделей, на убеждениях. Но как это соотносится с очевидно «иррациональным» поведением?

Возьмём арахнофобию. Боязнь пауков не лишена смысла: некоторые из них ядовиты, их укус может привести к серьезным последствиям и в худшем случае к смерти. Но это не значит, что нужно бояться безобидных комнатных пауков или гигантских кукольных пауков-мутантов в старых фильмах, которые скорее смешные, чем страшные. Если спросить человека с арахнофобией, опасен ли маленький паучок, поселившийся в его шкафу для одежды, то он, скорее всего, ответит «нет». Тем не менее, пока паук внутри, такой человек даже близко не подойдёт к шкафу.

Убеждения должны контролировать ожидания и, в конечном счёте, поведение. То есть, если вы считаете, что зимой обычно холодно, то вы, скорее всего, ожидаете, что в январе температура будет ниже нуля, и заранее купите зимнюю одежду. Но, к сожалению, у большинства из нас есть немало убеждений, слабо влияющих на поведение.

Давайте разграничивать убеждения, которые мы сознательно считаем верными, и «убеждения», сильнее влияющие на наши действия. В английском для этого есть полезная связка концепций «beliefs и aliefs», мы же будем говорить о сознательных и подсознательных убеждениях (если вы знаете про первую/вторую систему Канемана, то это тоже сюда). Конечно, в «подсознании» мозга на самом деле не хранятся вербальные убеждения; мы будем так говорить лишь для удобства.

Итак, сознательные и подсознательные убеждения отличаются тем, что предсказывают разные действия человека в реальности. Когда кто-то утверждает, что большинство пауков не опасны, но при этом нервно вздрагивает от вида паутины, не стоит сразу принимать его за лицемера: возможно, дело в коммуникации. Мы ошибочно полагаем, что раз он считает, что пауки безобидны, то он не должен их бояться, хотя это не всегда так. Но из этой информации все равно можно сделать предсказания про действия говорящего. К примеру, такой человек, скорее всего, разрешит своей дочери поехать на пикник в лес — хоть там и водится много пауков.

Если мы владеем обеими концепциями, то можем лучше понимать себя. Речь идёт не о фобиях, а о более тонких случаях. К примеру, человек, утверждающий, что формальное образование ничего не значит, но при этом чувствующий слабое отторжение по отношению к людям без высшего, может не замечать проблемы. Ведь на сознательном уровне у него всё в порядке! Несмотря на это, его друзья, закончившие только девять классов, считают, что он ведет себя по отношению к ним слегка пренебрежительно.

Все убеждения должны быть связаны с реальностью. Большинство из них довольно просто проверить на практике. Если вы ожидаете, что случайный человек не одолжит вам сто рублей, и, к тому же, грубо отреагирует на вашу просьбу, то для проверки достаточно просто выйти на улицу и попросить сто рублей у десятка прохожих.

Какой в этом смысл? Вы можете считать, что вам и так хорошо живётся, и что результаты не стоят усилий. Да, поведение может казаться оптимальным в текущей картине мира. Но само понятие картины мира подразумевает неточность, сжатие, обобщение, и изнутри обычно сложно понять, насколько ваши убеждения далеки от реальности. Обосновать заранее, зачем стоит пробовать новое, бывает сложно. Ведь это своего рода шаг в неизведанное, за пределы очерченного на карте.

Вот ещё две концепции: известное неизведанное и неизвестное неизведанное. Пример первого — африканская мифология. Я в ней совсем не разбираюсь, но я знаю, что она существует, имею о ней очень общее представление (в рамках концепции мифологии) и при желании могу потратить усилия и её изучить. Пример второго — врожденная нечувствительность к боли. Есть люди, которые даже не догадываются о том, что этот феномен существует или может существовать. Но если бы они узнали о том, что так бывает, то их границы возможного бы расширились.

Можно сказать, что привычная картина мира — это зона комфорта. Она состоит из сети убеждений, на их основе вы взаимодействуете с реальностью: стремитесь к одним вещам, избегаете других. С одной стороны, вы опираетесь на сеть убеждений, она вносит видимый порядок в окружающую среду, поддерживает вас, без нее мир казался бы хаотичным из-за высокой сложности. С другой стороны, убеждения сковывают вас, направляют ваше поведение, хотите вы того или нет. Поэтому важно надавливать на некоторые части сети, проверяя их на соответствие реальности.

Напоследок, несколько советов:

Начинать стоит с малого. Многие наши страхи связаны с социальным миром, с другими людьми, так что если не знаете, откуда подступиться, то выберите что-нибудь из этой категории. Например, заговорите с незнакомцем на улице. Если это вызывает сильное сопротивление, выберите что-нибудь полегче. Можно начинать с вещей, которые не вызывают сопротивления, но которые вы почему-то ещё не пробовали.

Не стоит ожидать успеха. Это смягчит болезненность неудачных попыток. Но старайтесь выполнить действие добросовестно, ведь от этого может зависеть его успешность.

Записывайте заранее ваши ожидания. Постфактум сверяйтесь с записями. Ошиблись ли вы? Если да, то насколько?

Наконец, если у вас всё равно нет мотивации выходить за пределы комфортного, то напомните себе, что так вы разбиваете на кусочки ваше мировоззрение и заглядываете за его пределы.

Это же просто потрясающе круто!

Нароттам
Тренер, преподаватель прикладной рациональности