Кочерга
Сигналинг
Одна из главных сил, движущих людьми — социальная среда. Саванна, в которой обитали наши дальние предки, была далеко не безопасным местом. Те, кто умели лучше маневрировать в социальных контекстах, имели больше возможностей передать свои гены по цепочке в будущее. Племя обеспечивало защиту от внешних врагов, создавало подушку безопасности на случай травм или неудач. Неудивительно, что нас так волнуют другие люди.

Нароттам
Тренер, преподаватель прикладной рациональности

Для того, чтобы успешно взаимодействовать в социальной среде, важно иметь возможность её моделировать. Кто враг? Кто друг? Сколько у кого влияния и власти? Кто является хорошим кандидатом для создания семьи? Другими словами, нам необходимо гигантское количество информации. Но где её получить? Мы не можем проводить глубокие беседы с каждым встречным. И даже если бы могли, как бы мы отличали правду от лжи?


Проблема коммуникации стоит перед каждым человеком. Наше внимание ограничено, в сутках всего 24 часа, и у нас нет оснований доверять большинству людей, с которыми мы сталкиваемся. В экономике существует концепция асимметричности информации. Если обобщить, то каждый отдельный человек владеет большим количеством правдивой информации о себе, и сравнительно маленьким количеством точной информации о других. Для того, чтобы достигать своих целей, мы хотим, чтобы люди знали про нас некоторые вещи: работодатель — о нашем трудолюбии, потенциальный партнёр — о нашей доброте, друг — о нашей надежности. Как быстро передавать всем нужным людям нужную информацию, и при этом не тратить на это много ресурсов?


На самом деле мы уже давно нашли решение и пользуемся им, пусть часто и бессознательно. В академической среде оно называется "сигналинг".


Сигнал — это символ, выражение чего-то неочевидного. Пятиэтажный особняк в Беверли-Хиллз говорит о денежном достатке и влиянии владельца. Диплом Гарварда говорит об упорстве и интеллекте работника.


Хорошие сигналы должны быть надежными. Кому вы поверите: тому, кто расхваливает свои моральные качества, или тому, кто на ваших глазах бросится спасать тонущего ребенка? Какому из этих сигналов стоит доверять больше? Для тех, кто знаком с теоремой Байеса: хорошие сигналы являются сильными байесианскими свидетельствами.


Из этого следует забавный вывод: самые надежные сигналы нередко являются также самыми абсурдными. Сравним для примера два сигнала: новый флагманский смартфон и кольцо с бриллиантом размером с куриное яйцо. Новый телефон, хоть и стоит довольно дорого, слабо сигналит богатство. Кто-то купит его, потому что меняет телефоны раз в пять лет. Для кого-то новизна привлекательна качеством, и он хочет, чтобы его гаджеты служили долго. Некоторые берут кредиты ради того, чтобы похвастаться новинкой перед друзьями. В общем, новый флагман может оказаться у человека по совершенно разным причинам, и материальный достаток — лишь одна из многих. Но зачем кому-то кольцо стоимостью в несколько десятков миллионов долларов? Мы не учитываем перепродажу. Мало того, что оно само по себе практически бесполезно, особенно по сравнению с телефоном, так носитель еще и подвергает себя излишним рискам, становясь легкой мишенью для грабителей. На самом деле все это делает такое кольцо замечательным сигналом богатства. Только чрезвычайно богатый и влиятельный человек может позволить себе такую роскошь, да еще и чувствовать себя в безопасности. (и не говорите про наследство; было бы странно, если бы человек унаследовал только дорогущее кольцо и ничего более)


Теория сигналинга проясняет значительное количество социальных явлений. Зачем устраивать роскошные свадьбы? Траты денег и усилий, стоящие за ними, сигналят намерение супругов вкладываться друг в друга. Здороваться при встрече, вместо того, чтобы сразу переходить к делу? Общепризнанный сигнал дружелюбия, уважения и хорошего отношения. Голосовать на выборах? Для многих — сигнал активной гражданской позиции и поддержание идентичности.


Практически каждый элемент, связанный с человеком (поведение, внешность, имущество, мимика и т. д.), несет в себе какую-то информацию. Если это понимать, то становится проще анализировать проблемы межличностной коммуникации: с одной стороны, слова вмещают несколько каналов передачи информации (форма, тон, последовательность), с другой — слова далеко не единственный источник смыслов в ситуации. Это стоит помнить. Слова — не "прямая коммуникация", а сигналы, и не всегда самые надёжные.


Made on
Tilda