Новая модель сообщества

7 января 2019

Мы хотим переделать структуру встреч, поделить их на открытые и закрытые, сделать больше рабочих групп, а ещё перестать называться антикафе и начать называться центром рациональности.

l1l2-1

l1l2-2

l1l2-3


Весь декабрь мы обсуждали, как сделать сообщество более осмысленным для наиболее прокачанных участников и одновременно более дружественным и понятным для новичков.

Модель, которую мы в итоге разработали, носит гордое кодовое название L1/L2 («встречи 1-го и 2-го уровня»). В полном виде она занимает всю большую доску в Лекционной, или пару квадратных метров на зеркале, или 3 исписанных большим количеством слов и схем листа бумаги. Мы проговаривали её друг другу и итерировали до тех пор, пока все пересказы не стали быть примерно похожими между собой.

Теперь пришла пора рассказать её вам и начать воплощать. Это длинный программный пост о нашей стратегии на 2019-й год, готовьтесь.

***

Прежде чем я объясню, что именно мы собираемся сделать, стоит объяснить, почему, и что нас не устроило в текущем положении вещей.

У любых сообществ, которые решают начать делать регулярные публичные встречи, есть общая трудность: на встречи приходят новые люди. Ох уж эти новые люди! Они задают из года в год одни и те же вопросы. Они ещё не знакомы с внутренней культурой. Каждую встречу им приходится рассказывать похожие вещи.

Что хуже, иногда (хотя и очень редко) появляются новые люди другого вида — уже перечитавшие все цепочки и, возможно, даже часть книг из CFAR Reading List; они задают ещё более неудобные вопросы — «а что у вас тут глобального происходит?», «а когда вы пойдёте захватывать мир?», «а что вы вообще делаете полезного?».

Если повезёт, такие люди натыкаются на других подобных себе, начинают общаться и остаются надолго. Но мы не знаем, как часто. Возможно, некоторые из таких людей пришли, понаблюдали издалека очередную игровую встречу LW или клуба чтения цепочек, попробовали задать вопросы первому попавшемуся человеку, не получили достаточно интересных ответов и пошли искать дальше.

Любое сообщество начинает состоять из тех участников, интересам которых оно соответствует. То, как Кочерга позиционирует себя, и то, какие форматы взаимодействия Кочерга поощряет (анонсами, правилами, спонтанно сложившимися культурными нормами), в итоге влияет на то, из каких людей состоит наше сообщество, и чем эти люди занимаются.

И не то чтобы мы всё провалили. Есть чем гордиться в текущем сообществе — в нём немало очень толковых и опытных участников. Но участие в сообществе Кочерги приносит им пользу не на открытых встречах, а от кулуарного общения или от самоорганизации в группы, которые встречаются и работают над своими проектами.

В общем, оптимальный формат для встреч, дружественных к новым участникам, и оптимальный формат для встреч, на которых общаются наиболее опытные участники и происходит что-то полезное для них, довольно сильно отличается, и компромиссные решения не очень помогают (мы пробовали).

(Для сравнения: «The Craft & The Community - A Post-Mortem & Resurrection», длинный и печальный текст о том, что пошло не так с западным ЛВ-сообществом. Или сравните с динамикой на больших конференциях: там тоже доклады оказываются только поводом собраться, а наиболее ценное общение происходит в кулуарах).

***

Что мы можем улучшить по сравнению с умолчальным сценарием подобной динамики развития сообществ?

Вот что мы собираемся сделать:

  1. Поделить встречи на разные типы, одни открытые, зарегистрируйтесь и приходите, или даже не регистрируйтесь, мы всем рады (L1), другие — встречи групп по приглашениям или по крайней мере с более строгими правилами входа (L2).
  2. Запустить несколько регулярных L2-групп.
  3. Упростить и сделать общеизвестными процессы создания L2-групп.
  4. Запустить несколько новых регулярных (ежемесячных?) встреч: «Большие Открытые Встречи», «Встречи регуляров сообщества» и «Встречи организаторов» (подробности об этом ниже).

Дальше — подробнее про каждый из этих пунктов.

1. Деление встреч на разные типы.

Когда мы с Пион только планировали открыть Кочергу, одним из важных аргументов в пользу создания собственного пространства под встречи было то, что в большом собственном пространстве можно экспериментировать с форматами и подходами. В сообществе с одной регулярной встречей раз в две недели в условленном месте цена любого изменения формата становится высокой, а попытки что-то всерьёз изменить требуют долгого формирования консенсуса и чреваты конфликтами. Чем больше мы становимся, тем у нас появляется больше возможностей для экспериментов, и этими возможностями стоит пользоваться.

Скорее всего, двух видов встреч («открытые» и «закрытые») нам не хватит, и на самом деле встречи могут отличаться по множеству параметров:

  • Какими знаниями нужно обладать для участия
  • Анонсируется ли встреча в календаре
  • Предполагается ли вклад от участников, от выполнения домашней работы до проектной деятельности
  • Есть ли у встречи внешняя цель, а не только «пообщаться на такие-то темы»
  • Можно ли присоединиться без предварительной регистрации, заявки, одобрения от ведущих

(Для сравнения: «Norms of Membership for Voluntary Groups», пост о том, какие разные форматы бывают в разных группах).

Но при этом многие из этих параметров заметно коррелируют между собой: на открытых встречах чаще не предполагается глубокое знание предмета, они анонсируются широко, на вклад рассчитывать не стоит, а цели ставить невозможно, потому что к тому моменту, как участники сверят свои карты, встреча заканчивается.

С другой стороны, на закрытых встречах участники могут полагаться на достаточно глубокое общее знание и меньшие понятийные расстояния, среда более дружественная к использованию внутреннего жаргона, люди уже насколько-то разобрались в предметной области и могут быть готовы своё знание применять к конкретным задачам.

Так что мы начнём с упрощённой модели L1/L2, а дальше будем эту модель уточнять по ходу дела.

Если конкретнее, то выглядеть это будет как-то так:

  • В публичном расписании событий Кочерги будут открытые L1-встречи (основные текущие встречи сохранятся в прежнем виде: УЭ, ННО, английский клуб).
  • На сайте Кочерги будет список «рабочих групп» (L2), в которые можно будет попасть по приглашению, заполнив форму, или как-то ещё. Скорее всего, для разных групп будут разные процессы.
  • Будут общие встречи, чтобы сообщество не распалось на несколько изолированных островков.

Больше тайных сообществ для бога тайных сообществ!

2. О новых L2-встречах

Весь этот текст будет пустыми обещаниями, если мы не найдём, чем наполнить слой L2-встреч. Но мы об этом подумали, попредставляли, и кажется, что есть чем.

Примеры L2-встреч, которые существуют уже сейчас (а вы и не знали):

Потенциально в L2 могли бы перейти:

В ближайшем будущем в L2 мы хотели бы создать, в том числе:

  • Группу социального предпринимательства (взаимопомощи, экспертных советов, и прочей акселерации).
  • Больше мастермайнд-групп! возможно, проведём «мастермайнд-дейтинг» — встречу по подбору себе партнёров в мастермайнд-группу.
  • Тематические встречи эффективных альтруистов (какие именно — определим позже).

Про эффективный альтруизм стоит добавить: эффективный альтруизм (в очень широком смысле, речь не про благотворительность) — это по сути движение по применению рациональности к задаче улучшения мира. Мы очень хотим, чтобы сообщество делало что-то вовне, и модель L1/L2 направлена в первую очередь на решение этой задачи.

3. Общеизвестные процессы

Чтобы всё это работало, и чтобы сообщество в результате этих изменений не засохло, а наоборот, нужно, чтобы приток живых людей в L2 был больше, чем естественный отток. Поэтому очень важной частью L1/L2-модели становится продумывание каналов привлечения людей.

Что мы собираемся сделать:

  • Описать всю модель L1/L2 на сайте.
  • Описать понятным языком процессы по созданию новой L2-группы на сайте и советы по ведению группы.
  • Сделать реестр L2-встреч на сайте (кроме самых тайных, которые не захотят в нём быть).
  • Сделать личный кабинет для участников сообщества, в котором можно будет добавить событие, написать анонс, пригласить других участников сообщества, согласовать удобное всем время (в духе Doodle), собрать обратную связь.
  • Рассказывать о всей этой структуре на Больших Открытых Встречах (см. следующий пункт).

4. Системообразующие встречи

Их пока задумано три вида: Большие Открытые, Закрытые Социальные, и Мета Для Ведущих.

Люди будут попадать в L2-встречи, скорее всего, разными путями. Иногда по приглашениям от друзей. Иногда по приглашениям после разговоров в Кочерге. Иногда — заполнять форму заявки на сайте. Или, например, через упомянутый выше мастермайнд-дейтинг. Но это всё довольно непрозрачные способы, и хочется предложить новым людям какой-то ещё, наиболее очевидный.

Поэтому, начиная с января 2019, мы начинаем проводить ежемесячные Большие Открытые Встречи.

Что на них будет происходить:

  • Дадим короткое введение в рациональность.
  • Расскажем, из чего состоит сообщество Кочерги и что в нем происходит.
  • Короткие (по 3-5 минут) презентации ведущих L1 и L2-встреч об их форматах.
  • Возможно, мы придумаем какой-нибудь задорный формат инициации, сектантский, но не слишком.

О Закрытых Социальных: мы хотим оставаться единым сообществом. Поэтому нам нужны встречи всех активных участников — обмениваться опытом и идеями, хвастаться достижениями, и т.д. Раньше эту роль выполняли воскресные встречи LessWrong, сейчас место вакантно — аудитория из LW-встреч постепенно перетекла в другие форматы. Скоро додумаем и возродим.

Мета-встречи Для Ведущих нужны, чтобы затачивать пилу — выяснять, всё ли функционирует, как задумано, делиться лучшими практиками по модерации и координации деятельности, помогать друг другу советами, предлагать идеи, что можно улучшить.

***

Zoom out.

Всё описанное выше — это шаблонная модель сообщества, в которой отдельные L2-форматы названы просто в качестве примеров.

Модель сообщества нужна, чтобы в неё положить что-то конкретное. Зачем вы вообще собрались и собираетесь собирать других? Эй, где ваша миссия, умники?

Ответ, который у нас созрел за три года существования, таков: Кочерга — это в первую очередь общая вспомогательная среда для множества разных проектов, которые объединены едиными рационалистскими ценностями. Из этой среды — или по крайней мере благодаря её существованию — в мире возникает больше хороших проектов, люди более вероятно встречают друг друга и начинают делать что-то новое и полезное.

Вырастающие из Кочерги и вокруг проекты (УЭ, ННО, собственные воркшопы Кочерги) не могут и не должны управляться централизованно — при централизованном подходе накладные расходы на координацию были бы слишком велики, решения о конкретных действиях принимались бы хуже и медленнее, а мотивации было бы меньше (люди более продуктивны, когда у них есть автономия).

Не все возможные проекты мы будем готовы добавлять в реестр L2-групп. Конкретный критерий назвать сложно, но группа изучения соционики в Кочерге вряд ли когда-нибудь появится. (Если вы — наша целевая аудитория, то мне не нужно объяснять, почему. С другой стороны, если вам непонятно, почему, это ещё не значит, что вы не наша целевая аудитория. Возможно, вы просто недостаточно разобрались в теме, но это исправимо).

Не все новые L2-проекты выживут. Но некоторые — наиболее продуманные и наиболее везучие — да. А мы им в этом постараемся помочь — или по крайней мере не мешать.

Но если всё же говорить о нашей миссии, в самом широком смысле, то это по-прежнему классическая миссия LessWrong'а — «повышать уровень здравомыслия», и миссия эффективного альтруизма — найти и воплотить наиболее эффективные способы улучшить мир. Остальное обсуждаемо.

Вячеслав Матюхин
Основатель