← Все проекты

Учебные встречи по дискуссиям

Чем обычная кухонная беседа отличается от вдумчивого и эффективного диалога? Обращаем внимание на структуру и цели разговора и повышаем уровень ведения дискуссии.
Неактивный проект

Чем обычная кухонная беседа отличается от вдумчивого и эффективного диалога? Обращаем внимание на структуру и цели разговора и повышаем уровень ведения дискуссии.

У нас две цели:

  1. учиться повышать культуру общения в целом и ведения дискуссии в частности
  2. узнавать для себя что-то новое и важное и/или делиться этим с другими участниками

На встречах чередуем свободные дискуссии и практику отдельных навыков, например:

  • учимся внимательно слушать собеседника и проходить идеологический тест Тьюринга.
  • тренируемся держать в голове общую цель дискуссии и рефлексировать цель каждой реплики.
  • разрешаем разногласия с помощью техники Double crux (Корень разногласия)

Ведущий:

Роман Тарасов

Архив прошлых встреч

25 августа 2019

В это воскресенье учились обозначать цель реплики (я хочу уточнить у тебя; я хочу возразить и привести аргумент против; я хочу переформулировать твои слова и проверить, правильно ли понял тебя). В самом разговоре это редко нужно делать эксплицитно, но упражнение помогает отследить структуру разговора и заметить, что иногда начинаешь что-то говорить просто потому, что это пришло в голову, вспомнилось, хоть оно и не продвигает дискуссию. К классическому вопросу “Что я знаю и почему я думаю, что я это знаю?” добавилось “Зачем я говорю то, что я говорю?” Учились проходить идеологический тест Тьюринга: передать мысль собеседника своими словами, чтобы он подтвердил, что ты понял его правильно. Пришлось отбросить иллюзии прозрачности (меня и так все понимают! я и так всех понимаю!) и внимательно слушать друг друга. Основная цель этой встречи – корень разногласия, double crux. На примере феминитивов и градостроительных работ искали проверяемое убеждение, факт о мире, который изменит точку зрения одной из сторон и приведет к согласию.

21 июля 2019

Провели два разговора: первый о теории Сэма Харриса, может ли наука определять этику, а второй – о выборах в Мосгордуму. Старались не забывать мета навыки: проходить идеологический тест Тьюринга (изложить собеседнику его точку зрения так, чтобы он согласился), ставить глобальные и локальные цели дискуссии и отслеживать в них прогресс.
Глобальные цели – я хочу Х, поэтому вступаю в этот разговор. Например, узнать больше об этой теме. Переубедить собеседника. Найти решение вопроса и т.п.
Локальные цели – я хочу У, поэтому произношу эту фразу. Например, уточнить значение термина. Возразить собеседнику. Привести аргумент в поддержку свой позиции. Ответить на вопрос. Пройти тест Тьюринга.